Журнал «Международная жизнь»:Информационная безопасность России: дискуссии и перспективы Печать
Об Институте

Информационная безопасность России: дискуссии и перспективы

13:25 06/02/2014 
 

Конечно, эксперты-профессионалы, занимающиеся проблемами информационной безопасности – не очень разговорчивые люди. Это и понятно: вопросы информационной безопасности находятся на стыке проблематики национальной безопасности, новейших технологий, дипломатии, государственного и международного права, во многом предопределяя возможности устойчивого развития страны. 30-31 января 2014 года состоялся XVI Национальный форум информационной безопасности (Инфофорум), важное событие для России. Можно сказать, что Инфофорум – ежегодный смотр технических достижений страны в данной области и ее ресурсов профессионального стратегического анализа. Немного приоткрыть завесу таинственности для журнала «Международная жизнь» и рассказать о некоторых дискуссиях на Инфофоруме и затронуть тему сотрудничества в сфере международной информационной безопасности, согласился Чрезвычайный и Полномочный Посланник, президент Национального института исследований глобальной безопасности Анатолий Иванович Смирнов:

«С началом нового века мир вступил в новый, пятый технологический уклад, локомотивом которого стали информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это несомненный позитив развития цивилизации, её плюсы, но с другой стороны ИКТ –  это новые вызовы и угрозы. Эти угрозы впервые были обозначены в Окинавской хартии глобального информационного общества принятой главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000 года. В ней в частности указывалось, что: «Усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства». Эти вызовы и угрозы были названы в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации утвержденной 9 сентября 2000 года Президентом В.В.Путиным. Затем последовали обсуждение проблематики в формате «восьмерки» и в римском формате. Затем 10-12 декабря 2003 года впервые в истории руководители большинства стран мира собрались в Женеве для обсуждения глобальных проблем информационного общества. В середине ноября 2005 г. в Тунисе состоялась вторая фаза Всемирного саммита по проблемам информационного общества. Упомянутые мной документы и встречи не только поставили вопросы цифрового неравенства, но и открыли проблематику, что компьютер становится инструментом не только, собственно, прогресса, но и инструментом снятия информации, инструментом слежки, инструментом влияния на пользователя и так далее. Все это зафиксировано в Основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, которые Президент В. В.Путин одобрил 24 июля 2013 года.

Угрозы представлены в четырех измерениях. Это военно-политическое измерение, то есть речь идет об информационном оружии, которое по данным ЦРУ разрабатывают, как минимум, 120 стран мира. Это киберпреступность, которая просто зашкаливает: сегодня имеются данные о том, что от киберпреступности пострадал каждый 10-ый пользователь интернета. Это – кибертерроризм, который вербует, и финансирует, и учит, и проводит разведку слабых потенциальных мест - возможных будущих мест терактов. Еще один появившейся аспект, связанный с вмешательством во внутренние дела иностранных государств, это - попытки повлиять на внутренние процессы, в том числе под видом мягкой силы и т.н. «мягкой силы 2.0». Собственно эти четыре составляющих анализирует Инфофорум,  эта уникальная площадка. Я участвую в Национальный форум информационной безопасности, начиная со второго форума.

Состоялся XVI Национальный форум информационной безопасности. Его эволюция, его динамичное развитие сегодня подошли к тому, что в его организации и работе участвуют абсолютно все значимые заинтересованные ведомства. Это – Совет Безопасности Российской Федерации, Комитет по безопасности и противодействию коррупции Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, это люди из Правительства России, это руководители ведомств, это специалисты, которые отвечают за информационную безопасность в МВД, в ФСБ, Министерстве обороны и в других силовых структурах России. Помимо всего, Инфофорум это сегодня еще и площадка, где вендоры показывают свои решения. И это еще и бизнес, который знакомится или тоже показывает свои решения в ответ на все возрастающую волну и криминала и киберкриминала и другие аспекты.

На XVI Национальном форуме информационной безопасности было обсуждено много вопросов, в том числе и организационно-правовые проблемы мирового Интернета. В частности, эта проблематика обсуждалась на заседании Первой секции Инфофорума - «Интернет и безопасность». Дискуссия показала, что проблематика управления интернетом сегодня – дилемма. Либо интернет в нынешнем виде распадется, сегментируется на национальные границы, благодаря попыткам создать информационный суверенитет и тогда он перестанет быть свободным, либо же мы сможем договориться, в конце концов. В этом плане шла дискуссия и по поводу предложения Премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху создать международную организацию по обеспечению безопасности в интернете наподобие ООН. Соответствующее заявление глава правительства Израиля сделал, выступая на международной конференции по кибербезопасностиCybertech-2014 в Тель-Авиве. В этом плане мнения экспертов Инфофорума разделились, поскольку у нас уже есть ООНовская структура – Международный союз электросвязи – на который возложена данная миссия.

Последние данные, которые были опубликованы, показывают мегатренды, что Интернет из настольных компьютеров и ноутбуков перешел на гаджеты, на смартфоны, на другие мобильные устройства, и человек уже абсолютно привязан к сервисам. Превалировало мнение, что мы зашли слишком далеко, такая точка возврата, как национальные границы, для Интернета пройдена. Некоторые государства, как Китай, например, могут еще отгораживаться своим «золотым щитом», Северная Корея, Иран с помощью других структур, в других ситуациях, возможно частично также могут отгораживаться от остальных. Тем не менее, тренды показывают, что мы не должны останавливаться, мы должны двигаться, но мы должны договориться о правилах этого движения, единых для всех. Это могут быть нормы в виде кодексов, то есть неких этических пожеланий, это могут быть и юридически обязывающие документы. Как раз в этом плане выдержана принятая 27 декабря 2013 года по инициативе России, получившая беспрецедентную поддержку, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 68/243 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности».

Насколько хрупок и насколько беззащитен пользователь перед собственно сильными мира сего в информационном плане показал своими разоблачениями Э.Сноуден, тем более, когда производитель, вендор позволяет спецслужбам действовать вопреки закону. И это как раз то наиболее острое, о чем необходимо договариваться. В ноябре прошлого, 2013 года в США состоялась встреча рабочей группы по информационной безопасности в соответствии с договоренностью, достигнутой президентами России В.В.Путиным и США Б.Обамой в Северной Ирландии в Лох-Эрне 17 июня 2013 года «на полях» саммита «Группы восьми». Эта тема обсуждалась на Инфофоруме. Российская сторона даже не ожидала такого подчеркнуто корректного отношения, высокого уровня приема, той тщательной организации и внимания, которая американская сторона проявила. Если раньше, можно сказать, был обмен монологами, то в этот раз была абсолютно другая картина. Ровно, как и в Сеуле, в октябре 2013 года на Международной конференции по киберпространству, организаторами которой выступило Министерство иностранных дел Республика Корея. В октябре 2013 года позиции США уже были иные по тональности.

Теперь впереди V международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности в Казани, которая состоится 18-21 июня 2014 года, где собственно, будет продолжено обсуждение вопросов международной информационной безопасности. На предыдущую встречу, состоявшуюся во Владивостоке в июле 2013 года прибыли секретари советов безопасности и приравненные к ним лица из 60 стран мира, а также профильных международных организаций ООН, всего около 300 представителей. Надо сказать, что подобные встречи проходят с 2010 года. Участие в них принимают секретари советов безопасности, помощники президентов и премьер-министров по национальной безопасности, министры, руководители спецслужб и другие высокие представители стран мира, а также профильных международных организаций системы ООН. Первая такая встреча этого довольно необычного формата (встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности) состоялась по инициативе Российской стороны 5-6 октября 2010 года в городе Сочи. Эти встречи – попытка найти новые форматы решения проблем, в которые посвящены только секретари советов безопасности.

Сегодня информационная безопасность для нас вызов пятого технологического уклада, она наиболее актуальна. Но мы смотрим уже на новый, шестой технологический уклад. Собственно, на Инфофоруме, на второй секции «Правовые и организационные проблемы обеспечения информационной безопасности в России»; мы эту тему обсуждали предметно. Мы пришли к выводу что функционально, конечно замечательно, что есть Совет Безопасности, но отвечает за все виды безопасности и военную, и экологическую, и информационную и т.д.. Видимо, сегодня нам нужен какой-то вертикально ориентированный орган, либо структура, которая координировала бы все эти функции правового и организационного обеспечения информационной безопасности в России. Есть Роскомнадзор, есть Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, есть структуры МВД (управление «К»), есть координатор в МИД России по политическим вопросам использования ИКТ - посол по особым поручениям А.В.Крутских, есть межведомственная комиссия по информационной безопасности в Совете Безопасности России, где заинтересованные ведомства обсуждают эту проблематику. Но это все - периодически действующие структуры, и возникла идея создать новую структуру, ориентирующуюся на первое лицо государства. Например, существует американский образец - помощник по информационной безопасности президента США Б.Обамы. Это конкретный пример прошедшей на XVI Национальном форуме информационной безопасности дискуссии. В ходе Инфофорума были обсуждены  многие актуальные проблемы – защита персональных данных, цифровая подпись, проблематика авторизации в интернете, поскольку это очень важная проблема. Анонимность пользователя у нас это одно, а мы видим, что Агентство национальной безопасности США использует технологии и деанонимизирует пользователя. Это не правовое использование технологий и нужно все ввести в правовое поле, в конституционное поле».

Записал шеф-редактор журнала «Международная жизнь» Григорий Поволоцкий

 

Источник: http://interaffairs.ru/read.php?item=10547